ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДЛИННОСТИ МОНЕТ.

Опредление подлинности монет - полезная информация



Коллекционерам, интересующимся нумизматикой, необходимо знать некоторые методы определения подлинности предлагаемых им монет. Пройдет много лет, прежде чем коллекционер накопит необходимый опыт и сможет уверенно судить о подлинности, поэтому я бы рекомендовал обращаться за советами к профессионалам.

Вместе с появлением в обиходе монет нашлись умельцы, проявлявшие немалое мастерство в изготовлении фальшивок. Поначалу подделки делались исключительно для обращения их как платежное средство. Из года в год монеты подделывались все лучше и лучше, повышалось и качество чеканки монетными дворами. Как только монеты стали представлять коллекционный интерес, стали изготавливать фальшивки, пытаясь их реализовать уже как предмет коллекционирования. Экспертов же, действительно умеющим отличить подлинную монету, всегда было очень мало. Поэтому коллекционерам, серьезно занимающимся нумизматикой, необходимо знать некоторые методы определения подлинности предлагаемых им монет. Существуют определенные критерии подлинности монет, связанные с технологией изготовления. Монеты чеканят, и это сложный технологический процесс. Фальшивомонетчики же чеканкой, в принципе, занимаются редко, это очень сложно и дорого. Как правило, они отливают монеты с помощью высокотехнологичного оборудования. Металл, однако, не всегда способен залить мельчайшие детали формы, которая изготавливается с подлинной монеты, поэтому изображение получается менее четким, чем при чеканке. Это главное технологическое отличие подделок.

Есть и другой безусловный признак подлинности монет, особенно монет XVIII века, слоение недостаточно качественного металла под действием процесса внутренней коррозии. Сымитировать это невозможно. Следующий критерий - процентное содержание металла и примесей. В настоящее время в России нет специального каталога, содержащего данные по монетам касательно процентного содержания металлов и примесей, но мы планируем его создать. Такая работа будет проводиться с помощью специального прибора спектрометра.

Этот прибор - новое слово в экспертизе. Сейчас можно получить данные технической экспертизы к уже и моющемуся на руках авторитетному заключению эксперта относительно подлинности монеты. Экспертиза покажет пробу и состав металла, не причинив никакого вреда предмету, По процентному содержанию примесей, имея сравнительную базу, можно сделать окончательный вывод о подлинности монеты. Особенно это касается наиболее подделываемых серебряных монет XVIII века, поскольку именно тогда использовалось серебро не очень высокой пробы и с большим количеством примесей. Отливать из него хорошие копии можно, если добавлять современные присадки, увеличивающие текучесть металла, однако спектрометр их сразу обнаружит. Либо для литья нужно использовать серебро очень высокой пробы.

Один из важных критериев подлинности - вес, выдержать который при изготовлении копий достаточно сложно, Точные значения веса той или иной монеты всегда можно найти в каталогах.

Рекомендуется сравнивать монеты с фотографиями подлинников. Для этого необходимо купить каталог 'Корпус русских монет великого князя Георгия Михайловича". Оригинал книги тех времен стоит достаточно дорого - $12000 - $15000. Есть и репринтное издание с хорошими фотографиями на французском языке, которое стоит $600-$700. В книге к описанию каждой монеты прилагается хорошая фотография.

Если попадается монета, не указанная в каталогах, также возникает вопрос о ее подлинности. Возможно, это редкий, не описанный в специальной литературе штемпель, но такое бывает в очень редких случаях, Практически все монеты, особенно редкие образцы и их разновидности, описаны в каталоге Георгия Михайловича.

Существуют итак называемые новоделы - монеты, которые чеканились на монетных дворах позже той даты, которая была вырезана на штемпеле. Они чеканились по заказу коллекционеров через несколько лет после чеканки оригиналов. Поэтому качество заготовки и оборудования было зачастую выше. Если проходило несколько десятков лет, штемпеля подгравировывались, в результате пробы серебряных и золотых новоделов иногда оказывались выше оригиналов, Новоделы отличаются от подлинников более проработанными деталями: точным и правильным изображением, четко прочеканенными буквами, ровным полем. Довольно много встречается их среди медных монет. Но если чеканка серебряных и золотых новоделов вызвана, как правило, редкостью монеты, то чеканка медных новоделов - качеством выпускаемых монет. Особенно это касается монет XVIII века. Цены на серебряные и золотые новоделы обычно ниже стоимости оригинала, а стоимость медных новоделов обычно выше.

Вот почему человеку, имеющему устойчивый интерес к нумизматике, во избежание лишних материальных затрат, связанных с покупкой фальшивок, можно посоветовать приобретать монеты у профессионалов. Лучше всего обращаться в крупные фирмы, хорошо себя зарекомендовавшие на нумизматическом рынке, где вам предложат не только предметы коллекционирования, но и все, что сопутствует этому: литературу, аксессуары, необходимую информацию. И, конечно, на каждый, особенно дорогой предмет, необходимо требовать экспертное заключение от продавца, в котором обязательно должны быть: фотография, характеристики и, в идеале, спектральный анализ.



Довольно обширная статья по определение подлинности монет советского чекана :



В различных областях коллекционирования подделки называют фальсификатами, в нумизматике же различают поддельную монету от фальшивой. И та, и другая — фальсификаты, но первая предназначена для обмана не искушённого нумизмата и, как правило, имитирует редкую, давно выбывшую из обращения или пробную монету, в то время как фальшивая предназначена для обмана при платежах и всегда имитирует монету, находящуюся в обращении. Здесь речь пойдет исключительно о поддельных монетах.



Нумизматическое коллекционирование существует уже свыше шестисот лет и ведет свое начало от Франческо Петрарки (1304—1374). Родившись в среде обеспеченных людей, не жалевших денег ради удовлетворения своего увлечения, нумизматика вызвала к жизни искусных фальсификаторов. Во многих музеях мира до сих пор хранятся некоторые неопознанные подделки знаменитых падуанцев: ученого Алессандро Бассиано и гравера Джованни Кавиню, «трудившихся» в XVI веке. В память о них была даже отчеканена ироническая медаль.



Не менее известен немец Карл Беккер (1772—1830), изготовивший с гравером Цинделем свыше 360 пар штемпелей редких монет. Для подделок античных нонет они пользовались стертыми античными же монетами, так что анализ металла нисколько не способствовал их опознанию.



Грек Константин Христодулос отливал из бронзы штемпеля, моделями для которых служили подлинные монеты. Эти штемпеля ему приходилось подгравировывать, что в какой-то мере облегчало распознание подделки. До разоблачения (в 1914 г.) он изготовил свыше 650 пар монетных штемпелей.



В нашей стране подделкой коллекционных монет в начале нынешнего столетия занимались одесситы Л. Гойхман и Н. Рахумовский. Они печально прославились в Европе в связи с «тиарой скифского царя Сайтаферна», изготовленной Рахумовским по эскизам Гойхмана и проданной Лувру за огромную сумму.



Наряду с известными мастерами подвизались легионы фальсификаторов рангом пониже. Появление иллюстрированных каталогов подделок Беккера, Христодулоса и Чигои породило новую тему коллекционирования — «произведения знаменитых фальсификаторов».



С развитием нумизматического коллекционирования увеличивается спрос на редкие монеты, возрастает их стоимость. А поскольку просто не существует такого количества редких монет, которое могло бы удовлетворить всех «жаждущих», то всегда находятся фальсификаторы, берущие на себя заботу о поставке «редкостей».



Дело осложняется чисто психологическим фактором. Когда коллекционеру, и не только молодому по стажу, попадается какой-либо раритет, то желание пополнить им свою коллекцию превозмогает, порой, естественную осторожность.



Только не разпознав на практике истину, что опыт дается дорогой ценой (в буквальном смысле слова!), коллекционер начинает искать правильный подход к приобретению раритетов.



В чем же состоит этот правильный подход вообще, и, применительно к редким монетам советского чекана, в частности?



Во-первых, в усвоении правила: относиться к редким монетам с возможно большей осторожностью, памятуя, что на каждый подлинный экземпляр приходится множество подделок.



Во-вторых, в хладнокровном, тщательном ознакомлении с монетой с целью определить, нет ли в ней перечисленных ниже признаков, характерных для подделок.



В-третьих, в тщательной, скрупулезной проверке всех особенностей штемпеля, присущих данной монете.



К любому предложенному раритету всегда рекомендуется относиться, как к заведомой подделке. И первым делом предстоит выяснить: каким способом она изготовлена?



Существует неписаное правило: «знакомство с монетой начинай с гурта». Имеется в виду проверка, не столкнулись ли мы с так называемым «гальвано», т. е. с двумя половинками монеты, выполненными гальванопластическим путем, затем соединенными вместе и заполненными свинцом. Если это так, то под лупой можно заметить место стыка половинок по всей окружности гурта. «Гальвано» обычно медные, но они могут быть посеребрены или позолочены.



Если на гурте монеты обнаруживается след литника или же следы обработки каким-либо инструментом, то необходимо проверить, не имеем ли мы дело с подделкой, выполненной способом литья. В этом случае монетное поле представляет собою не идеально гладкую, как при чекане, а более или менее шероховатую поверхность. Иногда она заглажена, но шероховатость все же остается в промежутках между буквами, цифрами или иными мелкими деталями изображения. Основания букв или цифр (если смотреть в профиль) не образуют прямого угла, как при чекане, а плавно, как бы по кривой, переходят в поле монеты. Детали литых подделок иногда подправляются штихелем, и это не должно ускользнуть от внимания.



Попадаются подделки, довольно искусно гравированные от начала до конца — лицевая и оборотная стороны и гурт. Рассматривая поверхность поля такой монеты под небольшим углом, почти на уровне глаз, легко обнаружить его волнистость, неровность. Дело в том, что, в отличие от резчика штемпеля, который на ровной поверхности вырезает изображение, выбивает пунсоном буквы и цифры, оставляя будущее поле монеты нетронутым, резчик подделки, изготовляя позитив, гравирует как раз будущее поле, а также промежутки между буквами и цифрами, поэтому ему не удается сделать поверхность поля идеально ровной.



Чтобы убедиться в том, что исследуемый экземпляр чеканен на монетном дворе, а не самодельными штемпелями, можно рекомендовать детально сравнить его с подлинным экземпляром монеты или с хорошим фотоснимком. К сожалению, более простого способа не существует.



Само собой разумеется, что во всех случаях проверяется вес экземпляра, стиль изображения, форма букв и цифр, но, повторяем, для чеканенных экземпляров сличение с подлинником (фото) необходимо, причем сличать нужно все, вплоть до мельчайших деталей штемпеля.



Нам остается упомянуть о своеобразных способах подделки, при которых рядовая подлинная монета превращается в «редкость». Мы имеем в виду исправление» или наплавку новых цифр, букв или деталей изображения, соединение двух половин разных монет (лицевой стороны одной с оборотной стороной другой), вырезку кружочка, например, с гербом и вставку на это место кружочка с другим гербом, покрытие монеты другим металлом, и т. д.



В последние годы число коллекционеров монет советского чекана весьма заметно увеличилось, и, как можно было ожидать, стали чаще попадаться подделки.



Изложение методов их распознания мы начнем с подделок, выполненных способами, общими для всех номиналов и дат чеканки.



Увеличение размера монет. Нам попадались монеты, чаще всего полтинники 1961 г., диаметр которых примерно на 1,5—2 мм больше обычных. При этом не только сам монетный кружок, но и каждая деталь изображения соответственно больше обычной. Эти монеты выдавались за «пробные», «выполненные особым штемпелем» и т. п. При исследовании под сильной лупой обнаруживалась некоторая шероховатость поверхности и незначительная деформация окружности, совершенно не свойственные обычным монетам. Предположение, что эти монеты, заложенные между двумя свинцовыми пластинами, расплющены каким-то способом, при котором детали изображения равномерно увеличиваются, было подтверждено экспериментом.



«Подправка» гурта монеты. Здесь мы можем встретить накатку гуртовой насечки на обычные монеты, имеющие гладкий гурт; уничтожение гуртовой насечки или надписи и, наконец, частичное изменение надписи.



Накатка, наносимая на гурт, встречается, главным образом, на 3- и 5-копеечных медных монетах 1924 г. В искусно сделанной накатке трудно распознать подделку. Кружки подлинных монет получали накатку на специальных станках до того, как попадали на чеканочный пресс. Бронзовые же монеты этих номиналов получали гуртовую насечку в момент чеканки, в печатном кольце, имеющем насечку. Поэтому исследуемый экземпляр, имеющий на обеих сторонах заметные заусенцы от накатки, должен насторожить. Далее, 3- и 5-ти копеечные монеты 1924 г. по размеру, весу и гуртовой накатке не отличались от соответствующих дореволюционных монет. Наложив исследуемый экземпляр на соответствующую монету дореволюционной чеканки в хорошей сохранности, нужно сравнить шаг накатки (расстояние между двумя зубчиками или между двумя впадинками) по всей окружности гурта. Монеты с поддельной накаткой, помимо несовпадения шага, имеют чуть меньший диаметр по сравнению с дореволюционными.



Встречаются рубли 1961 г. с накаткой на гурте или с набитыми пунсоном гуртовыми надписями. Эти подделки выполнены настолько грубо, что их опознание не составляет труда.



Во многих коллекциях находятся монеты, не имеющие гуртовой насечки. Их ошибочно принимают за монеты с гладким гуртом. На самом деле это либо результат технологической неполадки, при которой монета чеканилась вне печатного кольца, либо фальсификат — гуртовая насечка опилена. В первом случае диаметр монеты чуть больше обычного, поскольку кружок, не будучи ограничен печатным кольцом, раздался при чеканке; иногда на ее гурте видна ложбинка. Во втором случае диаметр монеты чуть меньше обычного, под лупой чаще всего можно заметить следы обработки гурта.



Подлинная монета с гладким гуртом чеканена в печатном кольце, имеющем гладкую поверхность. На ее гурте нет следов опиливания или шлифовки. При рассматривании ее в профиль виден четырехугольник с четкими прямыми углами. Однако некоторые рубли 1961 г., несмотря на наличие гладкого гурта, имеют вовсе не четырехугольный профиль. Дело в том, что они были чеканены, скорее всего, на заводах, привлеченных в помощь монетному двору к изготовлению монеты перед реформой 1961 г. После высечки монетных кружков, гурты этих рублей подвергались грубой обработке. Они не представляют собою разновидностей, и нет смысла держать их в коллекции, если в ней имеется рубль с нормальным гуртом.



Частичное изменение гуртовой надписи фабрикуется на обычных полтинниках 1924 г. Две последние буквы этой надписи — «Т. Р.» обозначают инициалы начальника монетного передела лондонского монетного двора Томаса Роса. Опустив в букве «Т» две дужки от концов перекладинки к ее вертикальной гасте, фальсификаторы превращают ее в «Ф». Эта несложная операция, по их мнению, превращает обычный полтинник в «пробную монету большой редкости». К сожалению, позицию фальсификаторов укрепляют некоторые коллекционеры, выступающие в печати. Вот что пишет С. Гинзбург в статье «Немного о русских монетах»: «Случается, что две монеты абсолютно одинаковые, а гурт разный. Значит, это две разные монеты. Смело кладите обе в коллекцию. Ведь именно инициалы начальника монетного передела «Ф.Р.» на гурте, внешне ничем не отличающихся друг от друга полтинников, делают одну из этих монет большой редкостью»



Насколько прав цитируемый автор, читатель может убедиться, сравнив лицевые стороны этих полтинников и их гуртовые надписи.



Пробный полтинник, как видим, резко отличается от обычного: слова «один» крупнее, а «полтинник» — мельче, и под ними нет линейного знака; ободок палочный вместо точечного; земной шар меньше и выпуклее; восходящее солнце крупнее; вязка колосьев иная. Короче, все детали изображения вплоть до звездочки в гербе выглядят по-другому. Для гуртовой надписи пробного полтинника характерна стилизация под старославянский шрифт, полностью выписанные слова «золотника» (с латинской буквой «N») и «долей».



Совершенно очевидно, что ни С. Гинзбург, ни тем более фальсификаторы; никогда не видели в натуре пробного полтинника 1924 г.



Литье. С литыми подделками нам приходилось сталкиваться в двух случаях.



— Подделки под алюминиевые пробные 5-копеечные монеты 1953 г. Они сделаны из какого-то легкоплавкого сплава, очень похожего на алюминий по цвету.



При рассматривании под лупой на поверхности лицевой и оборотной сторон местами видны маленькие заплывы внутри букв и цифр. Гуртовая насечка местами выглядит совсем неплохо.



— Подделки под 10-копеечные монеты 1958 г. Они сделаны из свинца способом литья под давлением. Опознаются по литниковому шву на гурте я по темному цвету.



Чекан. В некоторых коллекциях имеются бронзовые 20-копеечные монеты 1923 г. с характерным признаком: точкой между буквами «П» и «Е» в слове «копеек», а также бронзовые 20-копеечные монеты 1925 г. с небрежно выполненными изображениями на лицевой стороне. Эти монеты следует считать фальшивыми, а не подделками, поскольку они попадаются иногда с сохранившимися следами серебрения. Это свидетельствует, что они предназначались не для коллекционеров, а для платежей. Мы не знаем ни одного случая чеканенной подделки советских монет.



«Подправка» цифр в дате чекана — наиболее распространенный способ превращения обычной монеты в «редкость». Фальсификаторов обычно прельщают те монеты, на которых достаточно изменить всего одну цифру.



Информация взята на одном из форумов. Автор scurb.


Создан 13 ноя 2009